1. Назначение и описание АКБ
1.1 Батарея аккумуляторная свинцовая стартерная (далее АКБ), номинальным напряжением 12 В, залитая электролитом и заряженная, полностью готовая к эксплуатации, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53165-2020 и ТУ 27 20 21-001-59918466-2017, предназначена для пуска двигателей внутреннего сгорания и питания электрического оборудования автотракторной техники.
1.2 АКБ изготавливаются в двух вариантах исполнения: прямой и обратной полярности, в зависимости от расположения полюсных выводов и от ёмкости АКБ (см. рисунок 1). Полярность АКБ указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля.2. Указания по мерам безопасности
2.1 Внутри АКБ находится электролит (водный раствор серной кислоты), при обслуживании использовать средства индивидуальной защиты кожных покровов, органов дыхания и зрения.
2.2 При попадании его на кожу, поврежденное место промыть обильным количеством воды, после чего протереть тампоном, смоченным 5%-ным раствором пищевой соды. При попадании электролита в глаза, после обильной промывки водой немедленно обратиться к врачу.
2.3 Не допускать к АКБ детей.
2.4 Не наклонять и не переворачивать АКБ во избежание вытекания электролита.
2.5 Вымыть руки с мылом после работы с АКБ.
2.6 Не допускать эксплуатацию АКБ с засорением или препятствованием работы вентиляционных отверстий.
2.7 Не допускать замыкание металлическими предметами полюсных выводов АКБ.
2.8 Обратить внимание на знаки безопасности и символы переработки, нанесенные на этикетке АКБ (см. рисунок 2):
3. Подготовка АКБ к эксплуатации
3.1 Проверить АКБ внешним осмотром на отсутствие повреждений, трещин, сколов, негерметичности на корпусе и полюсных выводах. Снять транспортировочную термоупаковку и извлечь заглушку из вентиляцонного отверстия при их наличии.
3.2 Проверить напряжение на полюсных выводах. При напряжении менее 12,6 В АКБ необходимо зарядить. Заряд АКБ проводить при температуре электролита более 0°С. Перед началом зарядки необходимо выкрутить заливные пробки. По окончанию заряда, прежде чем завернуть пробки, необходимо выдержать батарею без пробок не менее 20 минут для выхода скопившихся газов. Во время заряда периодически проверяйте температуру электролита, следите что бы она не поднималась выше 45°С. Начинать заряд рекомендуется током не более 5% от номинальной емкости в течении двух часов, с последующим повышением тока зарядки до 10% от номинальной ёмкости (пример: для АКБ номинальной ёмкости 60 Ач, ток зарядки равен 6 А). Для эффективной и полной зарядки АКБ, изготовленных по технологии Са/Са, зарядное устройство должно обеспечивать зарядное напряжение 16,0 В. Критерием окончания заряда является достижение плотности 1,27 г/см3, при невозможности контроля плотности, окончанием заряда можно считать падение зарядного тока до 0.5-1А и его стабилизация в течении 2-х часов.
Внимание! При заряде выделяется взрывоопасный газ! Помещение, где ведется зарядка должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией или проветриваться, в нем запрещается курить и пользоваться открытым пламенем!
Для проверки напряжения разомкнутой цепи АКБ после заряда необходимо выключить зарядное устройство, отсоединить наконечники проводов зарядного устройства от полюсных выводов АКБ, выдержать АКБ не менее 8 часов при комнатной температуре и затем провести замер.
3.3 Проверить уровень электролита (при наличии заливных отверстий). Уровень электролита замеряют через заливные отверстия аккумуляторов с помощью стеклянной трубки внутренним диаметром 3-5 мм. Столбик электролита в трубке указывает высоту его уровня над верхним краем пластин, который должен быть в пределах (15-35) мм. Уровень электролита устанавливается изготовителем в зависимости от типа батареи.
3.4 Проверить плотность электролита (при наличии заливных отверстий). Плотность электролита замеряют с помощью ареометра с одновременным замером температуры электролита. Электролит отбирают через заливные отверстия аккумуляторов.
3.5 Результат измерения плотности приводят к температуре 25°С. Для этого к показаниям ареометра надо прибавить или отнять поправку, указанную в таблице 1 (в соответствии со знаком указанного значения поправки). Плотность электролита должна быть в пределах (1,27-1,30) г/см3 при 25°С.
Если плотность электролита ниже 1,26 г/см3 при 25°С, АКБ необходимо зарядить согласно п. 3.2.Температура электролита, 0С | Поправка г/см3 | Температура электролита, °С | Поправка г/см3 |
от + 47 до + 50 | + 0,02 | от + 3 до — 10 | -0,02 |
от + 33 до + 46 | + 0,01 | от — 11 до — 25 | -0,03 |
от + 18 до + 32 | 0 | от — 26 до — 39 | -0,04 |
от + 4 до + 17 | -0,01 | от — 40 до — 50 | -0,05 |
ЗЕЛЁНЫЙ, С КРАСНЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ – Батарея заряжена. Уровень и плотность электролита в норме. | |
БЕЛЫЙ, С КРАСНЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ – Батарея требует заряда |
|
КРАСНЫЙ, С БЕЛЫМ КРУЖКОМ В ЦЕНТРЕ – Батарея разряжена. Требуется полная зарядка/доливка дистиллированной воды. |
4. Введение в эксплуатацию и подключение АКБ
4.1 Перед установкой АКБ на автомобиль, обязательно снять транспортировочную термоупаковку и извлечь заглушку из вентиляцонного отверстия при их наличии. Закрепить АКБ нужной полярности на автомобиле согласно его руководству по эксплуатации. Подключение и отключение АКБ производить при выключенных потребителях. Замок зажигания должен находиться в положении «Выкл.», «О» (или «Lock» на автомобилях иностранного производства).
4.2 Перед подключением очистить окисленные поверхности контактных зон полюсных выводов АКБ и токосъемных наконечников проводов. Наконечники проводов плотно зажать на полюсных выводах АКБ, затем тонким слоем нанести технический вазелин (ТУ 5531-006-54051488-02) для защиты от окисления и сохранения контакта. Первым подключить полюсный вывод «+», затем полюсный вывод «-». Отключение производить в обратном порядке. Будьте внимательны при подключении наконечников проводов к полюсным выводам! Подключение «+» провода к «-» клемме АКБ и наоборот приведет к выходу из строя электронного блока управления и другого дорогостоящего электрооборудования автомобиля!
5. Эксплуатация и уход за АКБ
5.1 Перед запуском двигателя все потребители должны быть отключены. При пуске двигателя не нагружайте АКБ дольше 5-10 сек за одну попытку, перерыв между попытками должен быть не менее одной минуты. Если после трех попыток двигатель не запускается, следует проверить работоспособность системы топливоподачи и зажигания. Разряженная при неудачном пуске двигателя аккумуляторная батарея должна быть как можно скорее заряжена в стационарных условиях (согласно указаниям раздела 3). Хранение глубоко разряженных АКБ более 2-3 дней недопустимо, так как это приводит к значительному снижению эффективности её работы и срока службы.
5.2 Следите за исправностью электропроводки автомобиля. Утечки в цепях при неисправной электропроводке, а также включенные потребители (сигнализация, часы и др.) при неработающем двигателе приводят к разряду АКБ. Замер тока утечки следует производить на станции техобслуживания. При длительной стоянке (срок определен заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации автомобиля или более 10 суток включительно) автомобиля отсоединить отрицательную клемму от полюсного вывода АКБ, если это не запрещено заводом-изготовителем автомобиля.
5.3 Эксплуатация разряженной АКБ при отрицательной температуре приводит к замерзанию электролита и разрушению АКБ.
5.4 Периодически проверяйте систему заряда АКБ на автомобиле. Не рекомендуется эксплуатировать АКБ (особенно длительный период) при напряжении заряда на автомобиле менее 13,8 В и выше 14,4 В. Недозаряд и перезаряд АКБ ускоряют износ и выход ее из строя еще в период гарантийного срока.
5.5 Следите за натяжением ремня привода генератора. При недостаточном натяжении ремня во время работы двигателя происходит недозаряд АКБ и сокращение срока ее службы.
5.6 При городской зимней езде со сниженными оборотами двигателя (малый ток отдачи генератора) и включенными потребителями (осветительные приборы, отопитель, стеклоочистители, обогрев заднего стекла и сидений, аудиосистема и т.д.) рекомендуется регулярно подзаряжать АКБ от стационарных зарядных устройств (по п.3) для обеспечения ее работоспособности и установленного заводом-изготовителем срока службы.
5.7 При эксплуатации автомобиля проводить проверку плотности электролита и напряжения на полюсных выводах следующим образом: для АКБ номинальной емкостью 110 Ач и менее — не реже одного раза в три месяца, для АКБ номинальной емкостью более 110 Ач — не реже одного раза в месяц.
Измерение плотности проводить согласно п.3.4. При плотности электролита ниже 1,22 г/см3 при 25°С, АКБ необходимо зарядить согласно раздела 3. Для проверки напряжения на полюсных выводах АКБ необходимо выключить двигатель, отсоединить наконечники проводов бортовой сети автомобиля от полюсных выводов АКБ, выдержать АКБ не менее 8 часов при комнатной температуре и затем провести замер. При напряжении менее 12,5 В АКБ следует зарядить согласно раздела 3.
5.8 При эксплуатации автомобиля проводить проверку уровня электролита и напряжения на полюсных выводах следующим образом: для АКБ номинальной емкостью 110 Ач и менее — не реже одного раза в год, для АКБ номинальной емкостью более 110 Ач — не реже одного раза в шесть месяцев согласно разделу 3.
Минимально допустимый уровень электролита в эксплуатации — 10 мм. При снижении уровня электролита менее 10 мм, необходимо произвести доливку дистиллированной водой до уровня, указанного в разделе 3.
5.9 Содержите АКБ в чистоте и не реже одного раза в 2 месяца проводите его осмотр в зоне полюсных выводов, заливных отверстий, вентиляционных отверстий и корпуса в целом. При наличии следов запотевания или других загрязнений вокруг заливных и вентиляционных отверстий протереть ветошью смоченной в 10%-м растворе аммиака или кальцинированной соды. В случае обнаружения окисления в зоне поверхности контактных зон полюсных выводов АКБ и токосъемных наконечников проводов провести зачистку и смазку согласно п. 4.2. Проверить надежность крепление наконечников проводов на полюсных выводах АКБ и самого крепления АКБ в штатном месте автомобиля, при необходимости провести подтяжку крепления.
5.10 При хранении батареи отдельно от автомобиля или со снятыми клеммами не реже 2 раз в месяц проверяйте степень заряженности и при необходимости подзаряжайте её (см. раздел 3).
6. Гарантия. Рекламационные обращения.
6.1 В случае неисправности АКБ в течении гарантийного срока, батарея предъявляется организации, продавшей АКБ, с приложением заполненного гарантийного талона.
Продавец проводит проверку АКБ, и в случае подтверждения обоснованности претензии, направляет рекламацию на завод-изготовитель.
6.2 Претензии не удовлетворяются в следующих случаях:
· отсутствует гарантийный талон;
· потребителем удалены комплектующие элементы, применяемые для данного типа батарей;
· гарантийный талон не заполнен и отсутствует печать торгующей организации;
· гарантийный талон с исправлениями;
· изменена дата изготовления на АКБ;
· имеются механические или иные повреждения корпуса АКБ (повлиявшие на выход из строя);
· имеются механические или иные повреждения полюсных выводов АКБ (повлиявшие на выход из строя);
· уровень электролита над верхним краем пластин ниже 10 мм в нескольких банках АКБ одновременно;
· уровень электролита выше нормы;
· при переполюсовке батареи;
· плотность электролита ниже 1,2 г/см3 в трёх и более банках АКБ одновременно;
· замерзание электролита во всех банках АКБ одновременно;
· электролит помутневший или имеет изменённый цвет;
· засорение вентиляционных отверстий;
· взрыв АКБ, ввиду нарушения условий эксплуатации;
· при предоставлении АКБ, разряженной ниже 6 В.
6.3 Гарантийные обязательства (гарантийное обслуживание) прекращаются в случае:
· эксплуатации АКБ на автомобилях с неисправным электрооборудованием или несоответствия технических параметров автомобиля к устанавливаемой АКБ;
· нарушены требования руководства по эксплуатации.
6.4 Предприятие-изготовитель не отвечает за недостатки батареи, если при проверке причин недостатков докажет, что они возникли после передачи батареи потребителю вследствие нарушения потребителем руководства по эксплуатации, хранения, транспортировки, действия третьих лиц или непреодолимой силы.
7. Утилизация.
Батарея, отработавшая установленный срок с учетом ее фактического состояния, подлежит утилизации на специализированном предприятии, о чем свидетельствует соответствующий символ на этикетке.
Избранное